Logo

Слово редактора [1]
Интервью [2]
События [1]
Вопросы и ответы [1]
Галерея персон [2]
Компании [0]
Главное [2]

Музыка в верхах. Серебряный век

Сенаторский вечер представил литературно-музыкальный спектакль, посвященный поэзии русского Серебряного века…

"Акапелла Экспресс" - "Музыка в верхах"

"Акапелла Экспресс" выступила в "Музыке в верхах"

Михаил Симонян в "Музыке в Верхах"

Для гостей музыкального вечера играл любимый скрипач Валерия Гергиева и Михаила Плетнева, обладатель скрипки Страдивари Михаил Симонян

Годы Культуры и Литературы
Слово - строит реальность 

В гостях у ЛитЭры – Дина Рубина!
«Любимая тема в жизни – путешествия, это то, ради чего стоит жить и писать книги»
Международный конкурс имени Рахманинова состоится

Тамара Васильевна Паршина сообщила о начале формирования оргкомитета и жюри конкурса

Виктория Платова: Взросление начинается тогда, когда начинается диалог

"Нежность – наверное, очень важное слово, потому что все мои любимые писатели – нежны".

Валерий Рузин: «Евразийство – это неиссякаемый источник развития»
Евразийство – это неиссякаемый источник развития
Маэстро Ювелирного Искусства
Ильгиз Фазулзянов – художник-ювелир, кого удостоили высшего титула «Чемпиона чемпионов»

Главная » Статьи » Альманах » Вопросы и ответы

Валерий Рузин: «Евразийство – это неиссякаемый источник развития»

Президент продюсерской компании «СКИП-Медиа», главный редактор журнала «Телефорум»; родился в 1941 г.; окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова; в конце 80-х годов создал Центр социальных и культурных инициатив и программ (СКИП); продюсер телевизионных проектов «Киномарафон» (1993-1996 гг., РТР), «Век кино» (1994-1995 гг., «Останкино»), «24 кадра в секунду» (1995-1996 гг., ОРТ), «Московский иллюзион» (1997 г., МТК), двух полнометражных игровых картин: «Трактористы-2» (1990 г.), «Шрам» (1996 г.), а также более 25 документальных фильмов (1995-2003 гг.), комедии «Ха!»; вице-президент Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР); член Союза кинематографистов России; Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание» (2002).

 русские – нация, стоящая между Европой и Азией, одновременно похожая на тех, кого разделяет, и отличающаяся от них.

 Мы должны быть проводниками взаимного уважения, должны аргументировать не криком, а сутью высказываний.

 На Ваш взгляд – евразийское положение России является только плюсом, или же может быть источником определенных неудобств, которые приходится обходить? Это некий крест или чистое преимущество?

 

Однозначное преимущество и очень значимое. Евразийство – это неиссякаемый источник развития, отворачиваться от которого – величайшая ошибка. Евразийское положение России, по сути своей есть бесконечный генератор чего-то нового.

Дело в том, что маргиналы – не в уничижительном значении этого слова, а в изначальном, то есть не отбросы общества, но те, кто не вписывается в общепринятые рамки – всегда двигали мир вперед,  без них развитие невозможно. Россия действительно стоит между Европой и Азией, ее нельзя однозначно отнести к восточным или западным странам, и подобное маргинальное положение – основа самобытности. В каком-то смысле Россия – место столкновения частиц, ускоряющихся в противоположных направлениях, а эти столкновения порождают не только уникальную культуру, но и то самое маргинальное развитие, вне клише, заложенных в менталитете востока или запада. «Скифы» Блока прекрасно иллюстрируют этот взгляд на евразийство: русские – нация, стоящая между Европой и Азией, одновременно похожая на тех, кого разделяет, и отличающаяся от них.

 

Евразийство – сугубо культурное явление или нечто большее?

 

Сегодня укорененность русской культуры в культурах стран бывшего Советского Союза – та скрепа, тот обруч, который держит народы вместе. Там, где эти связи ослабевают – как в случае с Азербайджаном – исчезает единство. Несмотря на объем миграции или знание языка, сегодняшние азербайджанцы совсем не заинтересованы в единстве с Россией, ни в экономическом, ни  в социальном сотрудничестве. И это большая потеря не только для нас, но и для них.

Исторически сложилось так, что именно российская культура выступала как связующая нить, служила базой для развития творчества авторов, принадлежащих к нескольким культурным традициям. Те же работы Гоголя, например, построены на российской культурной основе, но, в то же время, включает в себя и украинскую, было бы абсурдным это отрицать. Аналогичная ситуация и с Тарасом Шевченко, и с Чингизом Айтматовым, и с Олжасом Сулейменовым, и с Расулом Гамзатовым – разумеется, их творчество является частью русского литературного наследия, но точно так же и украинского, аварского, киргизского, казахского – русский язык объединяет их, но не связывает.

И, хотя в первую очередь в евразийстве принято видеть именно культурную и социальную сторону, было бы неправильно считать, что оно только ими ограничивается, ведь культура, как и общность менталитетов, выступает как фундамент для формирования других связей, политических, экономических, словом – полноценного взаимодействия. 

 Вы – не из тех, кто считает, что геополитическое расположение России наделяет ее неким особым предназначением?

 Нет. Евразийство – база для культурной и экономической интеграции, а не абстрактные философские теории. Философские теории, разумеется, тоже хороши, но нельзя ими ограничиваться – подобный подход может привести только в тупик.

Нет никакого «особого предназначения» России – разумеется, есть эта крайняя удача, возможность вести полноценный диалог с востоком и западом, возможность интеграции в две среды сразу. Но это не наделяет нас какой-то особой миссией. Это бессмысленно и отчасти даже опасно – считать, что мы наделены каким-то мессианским положением.

Ни для кого не секрет, что сейчас в России немало проблем, в том числе и в культуре. Скажите, как Вы думаете: все может разрешиться эволюционным путем, или нужна революция?

Я, как и многие люди моего поколения, – противник революций. Мы знаем цену революционных путей, и знаем, что нельзя созидать через разрушение, это не приводит ни к чему хорошему.

Революция, даже совершенная ради самых благих намерений, не приводит ни к чему хорошему. Знаете, у Григория Померанца есть такие прекрасные, точные слова: «вечен дух ненависти в борьбе за правое дело». Так вот: я против духа ненависти во всех его проявлениях. Я за ту истину, которая рождается не в борьбе, и даже не в споре, а в обсуждении.

Мы должны быть проводниками взаимного уважения, должны аргументировать не криком, а сутью высказываний. Это важно для всей страны – умение слышать, и, более того, умение слушать своего собеседника. Сегодняшнее телевидение отучает людей не только думать, но и слушать – даже там, где предполагается диалог, люди предпочитают просто кричать друг на друга, и, вместо того, чтобы попытаться рассмотреть чужую точку зрения, просто обрушивают на оппонента свою ненависть, зачастую немотивированную. А ведь только внимательно слушая друг друга мы может добиться развития, оно невозможно без взаимопонимания.

 Сейчас наблюдается какая-то положительная динамика?

 Несомненно. Например, нельзя не отметить, что наконец-то получила развитие идея создания Общественного телевидения – очень важный шаг вперед: сейчас до потребителя доходят исключительно бессмысленные до пустоты передачи, причем далеко не всегда ему интересные. Парадоксально, но спрос не рождает предложение, жалоб и не форму, и на содержание много, но центральные каналы даже не пытаются изменить сложившуюся ситуацию – однако, Общественное телевиденье может изменить эту печальную ситуацию, наделить средства массовой информации народным голосом.

Также все больше людей поддерживает идею о квотировании объема иностранных фильмов в кинопрокате, и, думаю, со временем, так или иначе, у нас будет введена подобная практика, поскольку уже сейчас очевидно, что до тех пор, пока отечественному кинематографу будет тяжело добраться до зрителя, развиваться он не сможет, и успехом будут пользоваться только сугубо коммерческие проекты.n 

 

Беседовала

Елизавета ВласовА

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: mariam (04.02.2014) | Автор: Елизавета ВЛАСОВА
Просмотров: 1523 | Теги: телевидение, евразийский союз, Информация, наследие нации, Мариам Алавердавшили, Валерий Рузин | Рейтинг: 0.0/0

Марина Абрамова,
Глава исполнительного комитета
по Году Литературы в РКС



Торжественное открытие Года Литературы в России в Доме Пашкова (15 декабря 2014 года)





ЛитЭра - начинает новую эпоху

"ЛитЭра" - сообщество людей, любящих литературу! 

Акапелла Экспресс! Волшебство голос

22 апреля 2014 года группа "Акапелла Экспресс" откроет тайну волшебного звучания голосов,

Михаил Симонян оживит скрипку Страдивари
24 марта скрипка Страдивари зазвучит в руках Михаила Симоняна

Бесполое образование будущих людей
Женственные мужчины и мужественные женщины
Елена Смехова: литература - мир воплощений мечты
Россия – это страна великой культуры и великих умов
Игры в вооружение
Россия, Китай и Индия вооружаются быстрее всех